Уже в самом начале эпохи Средневековья на той территории, где говорили по-немецки, деревянные помещения, отапливаемые с помощью каменных печей, называли словом «badestube» (буквально «комната для купания» или «ванная комната»). Такая «комната» представляла собой помещение, где воду превращали в пар, в «летучее облако». Когда подобные «комнаты» впервые появились у германских племен, точно не известно. Достигшие высокого уровня технического развития римские бани едва ли оказали какое-либо влияние на традиции немцев в этой сфере, поскольку германские банные заведения, о чем свидетельствуют первые исторические источники, относящиеся к 706— 750 гг. н. э., были весьма примитивными. Чаще всего они представляли собой всего лишь похожую на погреб яму с деревянной крышей. В этой крыше имелось отверстие, через которое из бани уходил поднимающийся вверх дым.
Настоящий расцвет банного дела начался благодаря развитию новых форм поселений. Вместе со строительством деревень и городов началось также и строительство общественных бань. Их распространение достигает своего пика в период между XII и XVI вв. В это время одна баня приходилась на 1—2 тысячи жителей. В одном только Нюрнберге было 15 бань.
читать дальшеВ Средние века люди испытывали настоятельную потребность в поддержании чистоты тела. Для этого в их распоряжении имелись как обычные, так и парные бани. Также бани служили для людей источником радостей жизни. Здесь они чувствовали себя раскованными и непринужденными. Беднякам во многих местах разрешалось бесплатное посещение бань, а в некоторых городах стало обычным делом, что корпорации ремесленников выдавали деньги на посещение бань своим людям. Разрешение на занятие банным делом выдавал, как правило, монарх. Право заниматься банным делом становилось при этом наследственным. Бани, как и мельницы, мясные лавки и трактиры, были привилегированными заведениями. Официально банным делом занимались цирюльники. На них возлагались обязанности истопников, они должны были готовить щелок, брить клиентов и т. д. Кроме того, они участвовали в процессе мытья посетителей бани и делали массаж, не говоря уже о том, что стригли и брили клиентов. А еще они должны были ставить банки и пускать кровь, а также осуществлять хирургическое вмешательство. Однако со временем репутация цирюльников весьма пострадала из-за их неблаговидного поведения. Так, многие из них заслужили упреки в непорядочности, нечистоплотности, воровстве, безнравственности и сводничестве. Врачи, которых в то время было немного, критиковали цирюльников прежде всего за ненужные кровопускания, осуществляемые в корыстных целях.
Власть и духовенство осуждали цирюльников за неудовлетворительные гигиенические условия в банях, приводившие к распространению инфекционных заболеваний, а также за безнравственность и распущенность, имевшие место при совместном пребывании в банях мужчин и женщин.
Власти пытались навести порядок в общественных банях с помощью штрафов и разумных предписаний. Об этом свидетельствует, например, Фленсбургское распоряжение от 1295 г. Согласно этому распоряжению, городская баня была по понедельникам и четвергам открыта для женщин, а в остальные дни — для мужчин. Но даже такие предписания духовенство считало недостаточными. Священникам не нравилось, что в банях люди были обнаженными. При этом наряду с банями, при которых, несомненно, тайно существовали публичные дома, были и вполне приличные общественные бани. Со временем число подозрительных бань становилось все больше. Крах банного дела был неизбежным. В городах общественные бани к 1700 г. почти совсем исчезли, а в сельской местности спустя 100 лет бани использовались лишь для сельскохозяйственных работ, например для сушки льна.
realsauna.ru/istoriy/9-srednevekovye-bani-chto-...
@темы:
Средние века, история, бани