читать дальше"…. умер английский король Генрих II ( 1189 г. ) и наследство английской короны перешло в руки Ричарда, друга французского короля. Теперь оба короля могли смело и дружно присупить к осуществлению идей Третьего Крестового похода. В 1190 г. короли выступили в поход. … Ричард, человек в высшей степени энергичный, живой, раздражительный, действовавший под влиянием страсти, был далек от идеи общего плана, искал прежде всего рыцарских подвигов и славы. …Часть английского войска отправилась из Англии на кораблях, сам же Ричард переправился через Ла-Манш, чтобы соединиться с французским королем и направить свой путь через Италию. Движение это началось летом 1190 г. Оба короля предполагали идти вместе, но многочисленность войска и возникшие при доставке пропитания и фуража затруднения заставили их разделиться. Французский король (* Филипп ) шел впереди и в сентябре 1190 г. прибыл в Сицилию и остановился в Мессине, поджидая своего союзника. Когда прибыл сюда и английский король, движение союзного войска было задержано теми соображениями, что начинать поход осенью по морю неудобно…В Мессине Ричард начал ряд торжеств и праздников и своими поступками поставил себя в ложное положение по отношению к норманнам. Он хотел распоряжаться как полновластный повелитель страны, причем английские рыцари позволяли себе насилие и произвол. В городе не замедлило вспыхнуть движение, которое угрожало обоим королям. Филипп едва успел потушить восстание, явившись примиряющим посредником между двумя враждебными сторонами. …
Флот Ричарда, отплывшего из Сицилии в апреле 1191 г., был захвачен бурей и корабль, на котором ехала новая невеста Ричарда, принцесса Беренгария Наваррская, был выброшен на остров Кипр. Остров Кипр находился в это время во власти Исаака Комнина, который отложился от византийского императора того же имени. … Исаак объявил своей пленницей невесту английского короля. Таким образом, Ричард должен был начать войну с Кипром, … которая потребовала от него много времени и сил. …В то время, когда Ричард праздновал на Кипре свою победу, …, на Кипр прибыл титулярный король Иерусалима Гвидо Лузиньян. Мы называем его титулярным королем потому, что де факто он не был уже королем Иерусалима, он не имел никаких территориальных владений, а носил только имя короля. Гвидо Лузиньян, прибывший на Кипр, чтобы заявить знаки преданности английскому королю, увеличил блеск и влияние Ричарда, который и подарил ему остров Кипр. Побуждаемый Гвидо Лузиньяном, Ричард оставил наконец Кипр и прибыл к Акре, где два года вместе с другими христианскими князьями принимал участие в бесполезной осаде города. Сама идея осады Акры была в высшей степени непрактична и бесполезна. В руках христиан были еще приморские города Антиохия, Триполи и Тир, которые и могли обеспечивать им сообщение с Западом. Эта идея бесполезной осады была внушена эгоистическим чувством таких интриганов, как Гвидо Лузиньян. В нем возбуждало зависть, что в Антиохии был свой князь, Триполи владел другой, в Тире сидел Конрад из дома герцогов Монтферратских, а у него, иерусалимского короля, не было ничего, кроме одного имени. Этой чисто эгоистической целью и объясняется его приезд к английскому королю на остров Кипр, где он щедро расточал перед Ричардом заявления чувств преданности и старался расположить в свою пользу английского короля. Осада Акры составляет роковую ошибку со стороны деятелей Третьего Крестового похода. Они бились, тратили время и силы из-за небольшого клочка земли, в сущности никому не нужного, … которым хотели наградить Гвидо Лузиньяна.
… христианские князья приходили под стены Акры по одному. Не было ни одного раза, когда бы все наличные силы христиан, приходившие с Запада, сосредоточились здесь в одно время. Часть христиан, прибывшая под Акру, погибала под ударами мусульман, от болезней и голода; ее заменял другой отряд, и в свою очередь подвергался той же участи. … Христиане осаждали город с моря – единственная часть города, на которую они могли направить свои осадные орудия. Внутренняя часть была занята войсками Саладина. … Саладин постоянно обновлял свои войска свежими приливами мусульман из Месопотамии. … он мог долго и энергично отстаивать Акру. … К этому неудобному положению присоединилось еще соперничество восточных вождей. Гвидо Лузиньян был во вражде с Конрадом Монтферратским. Их соперничество разделило и крестоносный лагерь на две враждебные партии: итальянские народы сосредоточились около тирского князя, англичане приняли сторону Гвидо. …Французский король Филипп Август стал на сторону Конрада. … Ни французский, ни английский король не были способны соединить свои силы и действовать по одному плану. …обнаружились симпатии между мусульманским повелителем и английским королем, они начали обмениваться посольствами, оказывать друг другу знаки внимания. Такое поведение Ричарда отозвалось неблагоприятным образом на его авторитете среди христиан. В войске утвердилась мысль, что Ричард готов изменить. …
В июле Акра была доведена до истощения, и гарнизон начал договариваться о сдаче. Саладин не прочь был заключить мир. …Акра была сдана христианам. При занятии Акры среди христиан имели место весьма тяжелые недоразумения. Герцог Австрийский, войдя в город, поспешил выставить немецкое знамя. Ричард велел сорвать его и заменить своим. Это было сильным оскорблением для всего немецкого войска. С этого времени Ричард приобрел себе в лице Леопольда непримиримого врага. …король французский Филипп участвовал в осаде Акры, после капитуляции которой на одной из башен водрузил свое знамя. Ричард велел сорвать это знамя и бросить в грязь. Филипп отправился домой.
…Ричард, оставаясь в Акре, ожидал исполнения со стороны Саладина остальных пунктов мирного договора. Саладин отказался возвратить Иерусалим, не освобождал пленников и не платил военных издержек. Тогда Ричард…велел заколоть до 2 тысяч знатных мусульман, которые находились в его руках в качестве заложников. Такого рода факты были необычным явлением на Востоке и вызвали со стороны Саладина только озлобление. Саладин не замедлил ответить тем же. Ричард не предпринял никаких решительных и правильных действий против Саладина, а ограничился мелкими нападениями.
Раз Саладин пожертвовал Акрой, христиане не должны были допустить, чтобы он укрепился в другом месте, а должны были тотчас идти на Иерусалим. Но Гвидо Лузиньян… уговаривал Ричарда очистить от мусульман прежде всего береговую полосу; Гвидо Лузиньяна поддерживали также и венецианцы, преследовавшие торговые цели. Для них было удобнее, чтобы приморскими городами владели христиане, а не мусульмане. Ричард, поддавшись этому влиянию, двинулся из Акры на Аскалон – предприятие совершенно бесполезное, которое было внушено торговыми интересами итальянских городов и честолюбием Гвидо. Сам Саладин не ожидал подобного бессмысленного шага со стороны Ричарда. Он решился на экстренное средство: велел срыть крепкие стены Аскалона и превратить в груду камней самый город. … Все время Ричард потерял в преследовании ложных планов и ненужных задач и дал понять своему талантливому противнику, что тот имеет дело с человеком весьма недальновидным. Не раз для Ричарда представлялась совершенно ясной задача – идти прямо на Иерусалим. Само войско … побуждало короля к тому же. Три раза он был уже на пути к Иерусалиму, три раза сумасбродные идеи заставляли его останавливать марш и двигаться назад.
…Конрад Монтферратский понимал, что … едва ли христианам удастся победить Саладина, и перешел на сторону последнего, выговаривал у него для себя Тир и Акру и обещал за это соединиться с ним и одним ударом уничтожить Ричарда. Тогда Ричард, поставленный в высшей степени затруднительное положение делами на Востоке и беспокоясь за свои английские владения, которым угрожал французский король, употребил все средства для того, чтобы войти в отношения с Саладином. … он составил вполне неосуществимый план. Он предложил Саладину соединиться с ним узами родства. Он предлагал выдать свою сестру Иоанну за брата Саладина Малек-Аделя. Идея в высшей степени мечтательная и не могущая удовлетворить никого. Если бы даже и мог состояться подобного рода брак, то он не удовлетворял бы христиан. Земли, священные для них, по-прежнему бы оставались в руках мусульман. Наконец Ричард, который оставаясь долее в Азии, рисковал потерять свою корону, заключил договор с Саладином. Этот постыдный для чести Ричарда мир оставлял за христианами небольшую береговую полосу от Яффы до Тира, Иерусалим оставался во власти мусульман, Святой Крест не возвращен. Саладин даровал христианам мир на три года. … Этот бесславный мир лег тяжелым обвинением на Ричарда. Современники подозревали его в измене и предательстве; мусульмане упрекали его в чрезмерной жестокости. В октябре 1192 г. Ричард оставил Сирию. Для него однако возвращение в Европу представляло немалые затруднения, так как у него везде были враги. …"
Фрагменты из книги «Крестоносцы в бою». Авторы: Д. Надточий, В. Надточий, М. Надточий. М., 2009 г.
Мда... Нерадостно так. Львиное сердце так себе.